понедельник, 31 октября 2011 г.

Последние кочевники Европы



                             Путешествие на Полярный Урал в августе 2011



Который уже день я бреду по чавкающей тундре, набрякшей от многодневного дождя, и весь свой мир несу на себе – одежду, продукты, посуду, газ. Потому что здесь ничего нет, кроме камней, ручьёв и мха. Мы ежедневно стремимся куда-то прийти, но всюду, куда мы ни придём, будет одно и то же: поиск сухой площадки, установка палатки, наполнение кастрюльки водой, включение примуса. За эти дни мы научились использовать все свои ресурсы: каждый шнурок, пакетик, крошки печенья. Даже тепло выдыхаемого воздуха, и оно используется для обогрева внутреннего объёма спальника. Самое неприятное – это утром надевать мокрые одежду и обувь. И самая большая удача – хотя бы лечь спать в сухом белье.


         На 10-й день пути мы встречаем молодую семью ненцев, кочующую первый сезон самостоятельно, без родителей. Ефиму 23 года, Насте - 25. Быт их настолько прост, что даже мы, не ожидавшие увидеть здесь комфорта, несколько опешены поначалу. То, что одежда, в основном, из оленьего меха - как раз понятно. Это самое практичное в данных условиях, к тому же легко возобновляемое и ремонтируемое. То, что в век Интернета и спутниковых технологий используются костяные орудия труда, тоже не очень удивительно. В наших сёлах тоже щеколду на калитку делают из любой подвернувшейся деревяшки. А здесь деревяшек нет, зато много оленьей кости. И пояс с костяными шильцами и крючками Ефим надел не для нас, а просто собирал в таком костюме разбредшихся по долине ручья Глетчерный оленей.

















А вот интерьер чума нас поначалу удивляет. Хотя мы тоже не избалованы комфортом. Две дорожки из дощатых щитов, по которым ходят без сапог. Под стенами - постель из оленьих шкур. Куча ивовых сучьев для костра. Стол на коротких ножках. Посреди чума - кострище. Керосиновая лампа, которая сейчас, на излёте полярного лета, не зажигается. Свет проникает через окошко, затянутое полиэтиленовой плёнкой. Печка у них есть, но используется только зимой. Летом обходятся костром. Единственный предмет роскоши - фарфоровый чайный сервиз.




Что заставляет молодых людей в наши дни жить такой жизнью? Они ведь не совсем не дикари. В чуме есть книга их ненецкой писательницы Анастасии Лапсуй, они слушают, где это возможно, радио. И в то же время - медицинская помощь - в сотнях километров. Продукты закупаются 2 раза в год. Нет нашего "любимого" телевидения.
 Несколько дней мы "перевариваем" впечатления. И начинаем понимать: "А выбор-то у них какой?" Переселиться всем в города и посёлки, где и так нет работы и где мужчине можно устроиться в лучшем случае охранником? Или дать им государственное пособие, как канадцы индейцам? И будут они это пособие пропивать и ждать возможности продать туристам кое-что из сувениров. (Знакомый вернулся только что из Канады. Рассказал, что в Столице провинции Виннипег индейцам выделен целый район, где они живут на пособие, которого хватает на пьянку и поножовщину. Работать они не хотят - они ведь гордый народ!) Так что в таком случае останется от культуры кочевников? Другой напрашивающийся путь - остаться в тундре, но что-то изменить в своём укладе жизни. Что бы им не заменить чум на надувную палатку, как госпиталь МЧС, с раскладными кроватями, не купить генератор, не поставить спутниковую тарелку и наладить хоть какую-нибудь радиосвязь. Всё это осуществимо. Но это приведёт к тому, чем мы все занимаемся - непрерывному росту потребления. А он возможен только при непрерывном росте производства! Единственное их производство - это оленина. Значит, рецепт, казалось бы, прост - развести больше оленей, чтобы продать больше мяса и покупать генераторы, горючее, телевизоры, рации. Но, походив собственными ногами по тундре всего 2 недели, мы уже понимаем, что как раз-то больше оленей здесь и не могут существовать. 


К чему приводит разведение громадных оленьих стад, мы видим на примере такого государственного стада. Дважды в тундре нам встречаются площадки размером с небольшую взлётную полосу где съедена вся растительность до земли- даже листва с карликовой берёзки. Когда оленям не хватает ягеля, они едят всё подряд - траву, листву. И через сколько лет восстановится растительность - неизвестно.























Всё дело - то в том, что количество оленей в тундре ограничено количеством в ней ягеля! И никакой капиталистический способ производства здесь невозможен! А поэтому и будут брести по тундре караваны из оленьих упряжек, будут гореть в закопченных чумах дымные костры, а дети после окончания школы будут возвращаться в тундру навсегда. И будет на Земле народ ненцев!







Комментариев нет:

Отправить комментарий