понедельник, 20 июня 2011 г.

Высокие технологии


  Только прошу понять меня правильно. Должен с первых строчек расставить все точки над «И». Я никого не призываю вернуться к абалаковскому рюкзаку и свитеру с растянутым воротом. Эти неотъемлемые атрибуты туристов и альпинистов 60-70-х хороши только на телеэкране – в фильме «Вертикаль» с Высоцким в главной роли. И я совсем не собираюсь хаять высокие технологии, делающие активные путешествия не только более комфортными, но и более эффективными. Мало того, и сам я с удовольствием пользуюсь плодами этих самых технологий. А что настораживает и вынуждает высказаться – так это «папуасское» отношение к  ним. То, чем для аборигенов тихоокеанских островов были стеклянные бусы – тем для нового поколения путешествующих зачастую становится высокотехнологичное снаряжение. Этим снаряжением пытаются заменить опыт, навязывая с помощью всех видов рекламы слепую веру в него. Путешествую я уже 30 лет. И всё это время наблюдаю эволюцию экипировки. И сам в этой эволюции участвую. А поэтому – имею возможность проследить на шкале времени зависимость КПД походов от степени экипированности. Не будем всуе поминать великие имена. Или – почти не будем. Потому что нельзя не вспомнить, что осенью нынешнего года  исполняется 100 лет походу на Южный полюс Амундсена. Так вот – этот беспримерный лыжный поход длительностью 100 дней и протяжённостью 3000 км он с командой прошёл, используя лыжное крепление, на которое нынешний турист-дебютант и взглянуть не захочет! А ещё раньше – Нансен пересёк на лыжах Гренландию вообще без горячей пищи, потому что на тот момент керосиновый примус ещё не  был изобретён. Так то великие…
Но и все нынешние скромные «двоечки», «троечки», «четвёрочки» - на лыжах и пешком, в горах, тайге и тундре – проходят по маршрутам, которые уже пройдены когда-то этими самыми людьми на деревянных лыжах, в ботинках «трикони», брезентовых штормовках и свитерах с растянутыми воротами. И я, идя  тоже этими маршрутами, ни на миг не забываю, что активные путешествия начались и успешно развивались задолго до появления самого термина «высокие технологии». Именно эта память и позволяет мне смотреть на вещи незамутнённым рекламой взглядом. Мы своё снаряжение «пестовали» годами, подгоняя одну деталь к другой. Те, кто ходил в 60-70-е, меня поймут. И не было в бюджете среднего человека свободных средств на покупку сразу всего и готового, и не производилось нашей промышленностью почти ничего необходимого. Выручали самоделки. И не во всём, кстати, они проигрывали готовой продукции. Да – это плохо, что нельзя было купить хороший рюкзак и палатку, не было специальной одежды для туризма и альпинизма. А то, что сейчас всё это есть – хорошо. Но вот только… Мы-то «притирали» все компоненты своего снаряжения, приобретая или изготовляя его из года в год, как моторист притирает поршни и кольца к цилиндрам. И потому абсолютно точно знали, чем и как пользоваться, и что в нашем снаряжении стоило бы поменять. А сейчас молодой человек с нулевым туристским опытом скачивает из Интернета список снаряжения и идёт с ним в магазин с требованием «упаковать» его в один день для похода. И выходит из магазина, считая себя уже бывалым путешественником. И свято верит тому, что без проданных ему перчаток стоимостью тысячи 3 лыжный поход вообще не смог бы состояться. А если средств «упаковаться» за один день нет – значит, и похода не будет. На самом же деле для похода нужно только желание, а незаменимым является только рюкзак, да лыжи с обувью для зимнего похода. Всё остальное на первый раз можно приспособить, занять у знакомых, а кое-что и сделать. Мы с друзьями таким вот образом совершили уже несколько десятков походов – по Кольскому, Кавказу, Беломорскому льду. А специальным снаряжением начали «обрастать» только в последние лет 5. Если же бы мы ждали, когда появится возможность купить всё и сразу – вообще никаких путешествий бы не было! Да, сейчас я с удовольствием надеваю качественное термобельё, трекинговые ботинки с «Гортексом», использую JPS-навигатор. Но и когда этого не было – жизнь на месте не стояла.
 Отдельный вопрос – о взаимоотношениях бизнеса и путешествий. Бизнес-то живёт по своим законам, главным из которых является закон прибавочной стоимости. И он – бизнес – эту прибавочную стоимость будет наращивать любой ценой. У потребителя задача прямо противоположная – добиться максимальной эффективности снаряжения при минимальной его стоимости. Поэтому заботиться о твоём кошельке ни производители снаряжения, ни его продавцы не будут. Заботиться о нём нужно самому. Приведу такой пример. Термоноски «Норвег» полностью  соответствуют тому, что о них заявлено. И эффективные, и достаточно ноские. И даже цену в 700 рублей не жалко заплатить за такое изделие. И всё бы ничего…  Но вот только – вязаные носки из собачьей шерсти местной прядильной фабрики ни в чём, кроме большей толщины, им не проигрывают. Цена – 150 рублей. Дальше – больше! Носки украинского производства из шерсти и полиамида, которые продают на рынке мелкие торговцы стоят 70 рублей пара. И новые они ни в чём не проигрывают фирменным. Короче срок службы – но на один поход их хватает. Так ведь и в цене разница десятикратная! Понятно, что если человек пришёл в экипировочный центр покупать горнолыжный комбинезон не дешевле 500$, его не отправят к бабушке на рынок за носками к нему. Ему будут предлагать продукцию высоких технологий. Но если ваша цель – сходить в поход, а не избавиться от лишних денег – тут уж думайте сами!
Приведу другой пример. Мы много лет экспериментировали со стояночной обувью для лыжных походов. Проблема в том, что в походах без отапливаемой палатки обувь за ночь смерзается. И во время утренних сборов – а это 2-3 часа практически без движения – ноги в такой обуви замерзают. Значит, нужна обувь, «работающая» в таких условиях. Мы пробовали использовать валенки. Пробовали бурки из искусственного меха. Личного опыта использования собачьих унт нет – но по отзывам опытных людей – то же самое. Вся эта обувь  греет только, будучи просушенной и тёплой. Решилась проблема неожиданно просто. Нейлоновые сапоги на поролоне, в которых зимой стоят продавцы на открытых рынках, обладают фантастической способностью греть ноги уже секунд через 60 после обувания такого неразогретого сапога. Причём цена вопроса – около 500 рублей. Да – качество их невысокое, и они недолговечны. Но ведь в них-то не ходить, в них нужно просто топтаться по лагерю почти на месте, пока длятся завтрак и сборы. А уже за несколько минут до выхода обувь меняется на более лёгкую ходовую. Если же озвучить проблему для производителей, они будут производить, и произведут что-то более качественное. Но цена будет раз в 5-6 выше. И совсем не обязательно, что обувь будет эффективнее.
 Так что получается? Не покупать специального высокотехнологичного снаряжения?
Да нет – конечно, и покупать, и использовать. Зачем же добровольно отказываться от того, что делает путешествия более эффективными. Но при этом не забывать, что путешествия делаются не снаряжением, а людьми с их опытом. А опыт этот приобретается не по компьютеру, а только «в поле». И если  сегодня чего-то из специального снаряжения не хватает, это не должно становиться непреодолимым препятствием. Наоборот, если в походе в чём-то ощущался недостаток, понятнее будет уже не с чужих слов, что именно нужно в дальнейшем приобрести или заменить. И только в таком случае горные и лесные тропы не будут пустовать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий